Номинация
Промышленный потенциал

За глубокое освещение проблем легкой и тяжелой промышленности

Вкус детства

Материал о единственном в своём роде цехе безалкогольных напитков в Белгородской области, его история, сотрудники и изюминка. Лимонад, выпускаемый в некогда промышленном посёлке, берёт своё начало с 50-х годов прошлого столетия, с того времени состав напитка не только не изменился (он по-прежнему не содержит консервантов и готовится из натуральных продуктов), но и не потерял своей популярности у населения.

Вкус детства

У каждого из нас в памяти есть такие места, где сохранились воспоминания о  людях, запахах, вкусах, связанных с детством. И зачастую именно они идут рядом с нами на протяжении всей жизни, а порою встречая что-то новое мы начинаем невольно сравнивать это с чем-то уже давно знакомым, которое, конечно же, проигрывает в сравнении с любимым сердцу.

Когда я прохожу мимо знакомых мест в Готне (известной всем как посёлок Пролетарский), вспоминаю свой маршрут, которому мы изредка следовали с бабушкой в наши нечастые прогулки. В конце двадцатого столетия это был небольшой промышленный посёлок и тогда из каждого его уголка были слышны неутихающие стуки колёс. Центральные улицы были полны людьми даже в изнуряющую жару: кто-то медленно прогуливался вдоль тротуара в тени деревьев, другие спешили в надежде обрести счастье, а мы шли рядом друг с другом и наслаждались прекрасной погодой. Наш путь всегда пролегал через любимые мною места. Сначала мы заходили в ситроцех, так в народе назывался Цех изготовления безалкогольных напитков, где покупали две маленькие стеклянные бутылочки с самым вкусным лимонадом на свете. Почему с самым вкусным? Потому что он всегда был таким, да и бабушка говорила: «Готнянский лимонад самый лучший». Второй и последней остановкой на обратном пути была в железнодорожном хлебозаводе, где мы покупали маленькую сладкую свежеиспечённую булочку-косичку, которую я должна была донести домой и поделиться ею с сестрой, но мне редко удавалось выполнить эту сложную миссию. Пекарня немного погодя закрылась... Сейчас мало кто знает, что ныне неприметное историческое здание, находящееся неподалёку от руин Кирпичного завода около двух десятилетий назад работало в полную мощь и выпускало большое количество хлебобулочных изделий.

История небезызвестного в регионе цеха

Шли годы, менялась Россия, города, взгляды, менялись люди. Посёлок, славящейся производимой на его предприятиях продукцией не только в районе, но и в регионе, а также в соседних областях, стал неузнаваем. Лишь одно предприятие и по сей день продолжает функционировать — Цех безалкогольных напитков, который в прошедшем году отметил 30-летие.

Казалось бы, не такая уж и весомая дата, в Ракитянском районе найдётся немало предприятий, отпраздновавших более чем полувековой юбилей. Однако руководство цеха 1986 год не считает годом его рождения, это дата возрождения производства, внедрения инноваций и более массового распространения продукции.

В начале Перестройки в период с 1985-87 гг. после выхода указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом» стала набирать популярность антиалкогольная кампания. Потому в это время с новыми силами и надеждами на успех в готнянском цехе напитков стали выпускать не только привычный всем лимонад, но и рискнули попробовать изготовить известный русский напиток — квас. Затраты были немаленькие, купили специальные бочки, но, к сожалению, народ новинку не принял, продаж практически не было, пришлось от идеи отказаться. Этой информацией со мной поделился нынешний владелец организации А.И. Белоконев, он в этот период уже стал главным председателем правления Ракитянского РАЙПО, в состав которого тогда входил цех. А чтобы узнать дату основания этого маленького завода, пришлось немного поднапрячься. Пролистывая страницу за страницей очередной книги, посвящённой моему родному посёлку и району, никак не удавалось найти материалы, касающиеся цеха по производству лимонада, будто его никогда не было. Но на помощь пришли сотрудники ракитянского архива. Стало большой удачей, что документы РАЙПО до сих пор не были отправлены в область. Многие жители посёлка Пролетарский, в том числе и сам Анатолий Иванович считали, что цех был построен и оборудован в 60-е годы прошлого столетия, какого же было моё удивление, когда первое упоминание о цехе в годовых статистических отчётах отыскалось в 1953 году.

64 года уже не такой маленький срок для предприятия, которая была создана в первое десятилетие послевоенного времени, пережившая девяностые, до сих пор оставшаяся на плаву и пытающаяся возобновить прошлые объёмы. К примеру, спустя пять лет после открытия, в цехе уже было выпущено более 7000 декалитров (70000 литров), а за 2016 год объёмы производства составили 9000 декалитров — совсем неплохие показатели, учитывая большой выбор товара этого сегмента на рынке и избалованного покупателя.

Очень важно отметить, что в 80-е годы на территории Ракитянского района, когда в его состав входил и Краснояружский, свою деятельность осуществляли 4 цеха изготовления безалкогольных напитков: в Красной Яруге, Пролетарском, Сахзаводе (Ракитное) и на станции Сумовкая, которые в совокупности выпускали до 100 тысяч декалитров продукции в год.

Секрет успеха готнянского лимонада раскрыт!

Период конца 80-х годов был самым успешным для готнянского лимонада, но стоит отметить, что и конкуренция была минимальна. Этот товар занимал большую часть полок в торговых точках.

- Сегодня наш лимонад трудно найти в магазинах, особенно напиток в маленьких бутылочках (0,5 литров), потому что большинство предпринимателей находят невыгодным продажу этого товара. Во-первых, их смущает короткий срок годности лимонада, составляющий всего 10 суток. Во- вторых, цена, которая варьируется от 20 до 25 рублей за бутылку в розницу. Поэтому те, кто ещё любит знакомый вкус из детства, предпочитают брать полуторалитровый лимонад: он и выгоднее, да и в большинстве местных магазинов встречается чаще, - рассказывает Анатолий Иванович.

Вот только есть один нюанс, между ними существует большая разница. Они отличаются не только количеством, но и качеством. Да я и сама была поражена, узнав об этом пару лет назад...

Оказывается, в нашем цехе выпускают совершенно разные напитки: один — обычный лимонад, состав которого мало чем отличается от других российских, второй — тот самый, настоящий.

Каждый опытный покупатель знает: чем меньше срок хранения продукта, тем в нём меньше элементов таблицы Менделеева. Тоже и с местным лимонадом в пол литровой упаковке. В его состав входят только натуральные ингредиенты. Главный компонент — сахар, причём от белгородского производителя, который закупается в Краснояружском и Грайворонском районах. А вот углекислоту привозят из соседнего региона — города Россоши Воронежской области. Для готового напитка не хватает   очищенной воды, а цвет продукту придаёт тот же сахар, но в обжаренном виде. Так я и открыла секрет вкусного готнянского лимонада. Однако такой состав не позволяет долго хранить продукт, а сегодняшнему продавцу это не выгодно. Тем не менее жертвуя количеством заказов здесь продолжают бороться за качество

Предприятие в лицах

История любого предприятия это прежде всего люди. Выпуском сладких напитков в цехе занимаются всего три человека. Более 10 лет здесь трудятся С.В. Денищенко и Н.А. Бабчук. Главную работу выполняет Сергей Васильевич, его функции заключаются как в руководстве предприятием на месте (приём заказов), так и подготовке главного компонента напитка — сиропа. А Наталья Александровна уже разливает готовую продукцию. Помогает им во всём В.А. Покутний, он и бутылки закупорит, и этикетки наклеит, и товар к отправке подготовит. При этом работа в цехе основана на принципе взаимозаменяемости. Иначе как взять отпуск?

- Будни проводим в дружной обстановке, всегда есть кому поддержать и помочь. Трудимся слаженно. У нас уже всё доведено до автоматизма, заказ нужно вовремя выполнить и доставить, ведь именно этим мы отличаемся: вчера приняли, а сегодня сделали, - рассказывает С.В. Денищенко и одновременно демонстрирует лимонад, заказанный накануне вечером, последнюю упаковку которого В.А. Покутний ставит на стол для отправки (на моих часах начало одиннадцатого).

Стараемся не отставать

Сегодня на предприятии выпускают 4 вида сладкой воды, а ещё три года назад их было 10. В нынешней экономической ситуации руководство цеха, изучив спрос и предложения, оставило самые ходовые напитки. Сергей Васильевич рассказывает, что несмотря зимний застой (продукция данного сегмента лучше «идёт» в летний сезон) только за январь им удалось реализовать более 700 декалитров. Это значит, что продажи увеличиваются. И это не единственное радостное событие: в конце февраля в цехе были установлены автоматические аппараты для разлива и закупорки. Теперь работать будет приятней и быстрее.

Времена былой славы и популярности готнянского лимонада ушли безвозвратно. Однако предприятие выжило несмотря на отечественную и импортную конкуренцию, здесь пытались и пытаются идти в ногу со временем: переходят на более удобную для потребителя упаковку, заказывают современные этикетки со штрих-кодом. И то, что спустя столько лет местный напиток можно встретить в продаже, означает, что он не потерял своего высокого качества, а руководство организации проводит грамотную экономическую политику. Тем временем лимонад значится визитной карточкой Ракитянского района и посёлка Пролетарский. А мы всему миру можем заявить, что в нашем крае люди занимаются не только сельским хозяйством и животноводством, но и умеют производить лимонад, который не навредит даже самому маленькому любителю сладкого напитка.

 

Уважаемые члены жюри, войдите и оцените
работу по 10-бальной системе голосования:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Все работы представленные в номинации