Номинация
Промышленный потенциал

За глубокое освещение проблем легкой и тяжелой промышленности

Интервью с Владимиром Леонидовичем Паргачевым, директором Филиала ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» в г. Воронеже

В интервью В.Л. Паргачева, директора воронежского филиала Научно-производственной корпорации «Иркут», рассказывается о деятельности конструкторского бюро (наследника славных традиций КБ им. Туполева) – участии в разработке МС-21, ближнесреднемагистрального российского авиалайнера, отвечающего требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Владимир Леонидович вспоминает о своем трудовом опыте в авиационной промышленности, рассказывает о причинах переезда в наш город и проблемах (в том числе социальных), которые приходится решать для обеспечения работы обновленного КБ и его коллектива.

Интервью с Владимиром Леонидовичем Паргачевым, директором Филиала ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» в г. Воронеже»

В ближайшее время ожидается наступление знаменательного события для истории российского авиастроения – в небо поднимется МС-21 – ближнесреднемагистральный лайнер, отвечающий требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, разработку которого осуществляют российские конструкторы. Первый полет назначен на май 2017 (но сроки могут переноситься). Сейчас завершается стадия наземных испытаний. Производство нового самолета, который должен конкурировать в самом массовом сегменте авиаперевозок, планируется начать летом 2017 года.

Разработчик МС-21 – Корпорация «Иркут», воронежский филиал которого является нашим клиентом. В этом номере «КоГ» мы публикуем интервью с его руководителем Владимиром Леонидовичем ПАРГАЧЕВЫМ. Он рассказал нам о том, какие меры нужно было воплотить в жизнь, чтобы этот масштабный и амбициозный проект «Магистрального самолета XXI века» стал реальностью. Желаем новому авиалайнеру уверенного старта и поздравляем всех наших клиентов, в деятельности которых присутствует инженерная и конструкторская составляющая, с прошедшим «Днем космонавтики».

Разработка российского пассажирского авиалайнера с амбициозным названием МС-21 («Магистральный самолет XXI века») близится к завершению и нам приятно сознавать, что в его создании есть вклад воронежских конструкторов. Но в истории возглавляемого вами инженерно-конструкторского предприятия были и другие известные проекты, расскажите нам об этом. 

Филиал ведет свою историю с 1960 года, с момента создания в Воронеже филиала КБ им. А.Н. Туполева (А.Н. Туполев создавал филиалы на всех авиационных заводах, производивших его самолеты. Это позволяло разгружать центральное КБ от решения текущих производственных вопросов и поддерживать высокие темпы разработки новых машин). С 1966 года филиал приступил к работам по созданию и запуску в серийное производство знаменитого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 – гордости советской авиации. В 80-х годах конструкторы филиала выполняли проектные работы по таким известным самолетам как Ту-204 (среднемагистральный авиалайнер) и Ту-160 (стратегический бомбардировщик). Значительное место в работах филиала занимали изделия легкого класса.

Когда Корпорация «Иркут» выиграла государственный тендер на разработку перспективного пассажирского среднемагистрального самолета (будущий МС-21) было принято решение организовать эту работу на базе уже существующих КБ. В августе 2010 года, по решению руководства отрасли воронежское предприятие вошло вместе со своим коллективом в состав одной из ведущих современных отечественных авиастроительных фирм – корпорации «Иркут» с головным центром в Москве. В состав корпорации также входят Инженерный центр им. А.С. Яковлева в Москве, Иркутский авиационный завод (ИАЗ), Ульяновский филиал корпорации «Иркут» (УФКИ). В нашем филиале мы провели масштабное техническое перевооружение (новая компьютерная и оргтехника, каналы связи, программное обеспечение, ремонт в здании).

Участие в разработке МС-21 – важная, но не единственная наша тема. Совсем недавно поднялся в воздух легкий учебный самолет Як-152 (там также есть наши разработки) по заказу Министерства обороны. Он проходит этап доводки, совершил уже более десяти полетов.

Предмет нашей гордости – использование при проектировании современной защищенной высокопроизводительной ИТ-инфраструктуры (информационные системы и программно-аппаратные комплексы), которая позволяет вести параллельный инжиниринг и одновременную совместную работу конструкторских коллективов в разных городах.

Расскажите поподробнее о вашем участии  в разработке МС-21.

Доля нашего участия достаточно существенная (вместе с нами распределенным проектированием занимаются два других КБ в Москве и Ульяновске и выделить точную долю каждого не представляется возможным). У нас значительная часть работ по таким элементам самолета: головная часть фюзеляжа вместе с оборудованием, подкилевой отсек, пилоны двигателей и створки шасси. Также мы участвуем в проектировании топливной системы, системы СКВ и гидравлической системы.

В будущем наш филиал будет поддерживать производство на Воронежском авиазаводе (ПАО «ВАСО» –«Воронежское акционерное самолетостроительное общество»), на котором планируется производить часть компонентов МС-21.

Проектируя МС-21, мы опираемся на лучшие мировые образцы. Прежде всего – это А320 корпорации Airbus. Иркут является поставщиком компонентов для Airbus. В настоящее время часть контрактов с Airbus была потеряна, но, несмотря на это, за время международного сотрудничества нами был получен ценный опыт и доступ к передовым технологиям проектирования, правилам организации производства. МС-21 сейчас проходит стендовые испытания и подготовку к первому полету, это очень ответственный этап.  

Многие годы на рынке дальне- и среднемагистральных авиалайнеров доминируют две глобальные корпорации Boeing и Airbus, а в последнее время в эту нишу устремились и новые игроки (канадский Bombardier CSeries, китайский Comac C901 и ряд других), сможет ли МС-21 отвоевать себе место под солнцем?

Что касается перспектив рынка – согласно многим исследованиям спрос на ближне- и среднемагистральные авиаперевозки будет расти в перспективе на будущие 20 лет. И если мы займем активную позицию по продвижению МС-21, то сможем отвоевать достаточную для поддержания рентабельности долю рынка. Особенно важно поколебать монополию Boeing и Airbus у российских авиакомпаний на внутренних (а затем и на международных) направлениях. Если судить по ранее реализованному проекту – региональный самолет Сухой Суперджет 100, то, несмотря на все трудности становления, проект пошел и потихоньку завоевывает свою рыночную нишу (в прошлом 2016 году  произведено 19 самолетов).

Сейчас современным трендом в гражданском авиастроении является применение композитных материалов в конструкции самолетов, что позволяет снизить их вес, и в конечном счете – стоимость авиаперевозок. Нет ли у нас отставания в этой сфере? Тот же вопрос можно задать по современным авиационным двигателям.

По уровню применения композитных материалов МС-21 находится на уровне самых передовых образцов. В Ульяновске (УАК) построено современнейшее предприятие по производству композитного крыла. Те, кто видел его и имел возможность сравнить, говорят, что все организовано даже лучше чем на аналогичных заводах Airbus.

Что касается двигателей, то, действительно, долгое время Россия не производила современных низкошумных и экономичных двигателей для гражданской авиации. Но в самое ближайшее время ситуация изменится с вводом в эксплуатацию семейства двигателей ПД-14 Пермского двигательного завода, которые в настоящее время проходят испытания. Конструкцией МС-21 предусмотрена установка двух видов двигателей: PW1400G-JM американской компании Pratt & Whitney и ПД-14, что позволит сразу предложить новый самолет российским и зарубежным заказчикам.

Как вы решаете проблему инженерных кадров? Что вы скажете об уровне подготовке специалистов в воронежских вузах?

В 2011 году мы начали активно заниматься кадровой политикой. На тот момент средний возрастной состав сотрудников филиала составлял более 50 лет. Было много работающих пенсионеров (в том числе и те, кто продолжал работать в возрасте за 70). Переход в проектировании от кульмана и карандаша к компьютеру требовал серьезного обновления кадров. Мы поставили себе задачу – создать работоспособный «микс» из старых кадров, сохранивших опыт проектирования авиатехники и новых, которые с компьютерами «на ты».

Мы начали активно набирать молодежь. Естественно, что в первую очередь мы обратили внимание на «готовых» специалистов – выпускников воронежского политеха (ВГТУ), но сразу стало ясно, что их приходиться очень многому учить, прежде чем получить реальную отдачу. Тогда мы провели определенную совместную работу с кафедрой самолето- и вертолетостроения ВГТУ с целью скорректировать учебные программы. Мы попробовали такую форму для подстройки уровня подготовки потенциальных специалистов под наши нужды – найм студентов профильных специальностей ВГТУ (начиная с 3-го курса). И сейчас можно сказать, что эта мера себя полностью оправдала. Ежегодно мы берем 5–10 студентов, они работают на полставки. Буквально через полгода такой подготовки они уже готовы выполнять самостоятельные проектные работы. С целью профориентации ежегодно проводим день открытых дверей. Сейчас на конструкторскую работу мы берем только выпускников ВГТУ, фактически он стал нашим базовым вузом.

С 2013 года мы (по опыту Иркутска) создали Совет молодежи. Выбрали для участия в нем активных молодых людей из числа сотрудников. Выделяем денежные средства под различные проекты, которые организует Совет молодежи: различные спортивные мероприятия, научные мероприятия «Инженеры будущего», конкурсы «Лучший по профессии» и т. п. На всероссийский конкурс по инженерной графике готовим своего участника. За несколько лет участия в этом конкурсе наши ребята неоднократно занимали различные призовые места. Участвуем и в различных общегородских мероприятиях, например: соревнованиях по футболу «Лига бизнеса», форумах «Городское озеленение» и др. Контактируем при этом с Советом молодежи города Воронежа. Для поддержки здорового образа жизни своих сотрудников мы не жалеем средств: оплатили дорожку в плавательном бассейне для занятий два раза в неделю, зал в спорткомплексе «Буран» для игры в баскетбол и футбол и 30 абонементов в один из воронежских фитнес-клубов.

А как складывалась ваша собственная карьера?

Я окончил Иркутский политехнический институт по специальности самолетостроение в 1978 году. Начал работать на Иркутском авиационном заводе мастером. Затем прошел все должности в цехе: начальник ПТБ, начальник цеха, начальник производства. Когда на Иркутском авиационном заводе начался запуск проекта кооперации с Airbus, меня пригласили организовывать совместное производство на должность заместителя директора по производству. Был и опыт создания авиатехники «с нуля» – во многом уникального российского самолета-амфибии Бе-200, который сейчас производится в Таганроге.

В 2010 году руководство ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) приняло решение передать Воронежский авиационный завод Корпорации «Иркут», и ее президент пригласил меня работать в Воронеж на ВАСО директором производства. Решение о переезде из родного Иркутска было непростым, и здесь меня очень поддержала моя супруга. На ВАСО я отработал чуть больше года, а затем в 2011 году меня пригласили возглавить Воронежский филиал Корпорации «Иркут», чем я и занимаюсь до настоящего времени.

Расскажите немного о себе и своих личных увлечениях.

Как я уже сказал, в Воронеже мы с 2010 года – уже немало, но все еще скучаю по родине – Байкалу и сибирским лесам. Сейчас стало в определенном смысле легче – около года назад мы «переманили» сюда сына (ему 33 года), он здесь нашел свою судьбу и женился. Семья снова в сборе!

Что касается адаптации в новом климате – я люблю лыжи (беговые и горные), а за короткие и малоснежные воронежские зимы насладиться активным отдыхом на лыжах удается реже. Но эта зима порадовала – я активно покатался на горке в Чертовицах, а на 8 марта ездили с женой в Сочи на большие горы покататься. Зато здесь можно дольше использовать велосипед. На юбилей друзья подарили мне хороший велосипед, и я по выходным с удовольствием накручиваю километры по Воронежу, бывает 2–3 моста проеду.

Но тоска по родине отнюдь не означает, что нам не нравится Воронеж – очень нравится! И сам город и его окрестности, которые мы понемногу исследуем, уезжая на  автомобиле  километров за двести.  В зимний сезон мы с удовольствием ходим на театральные премьеры и на концерты заезжих звезд. А летом понемногу мечтаем о даче (после переезда нас очень удивили фруктовые деревья в городе – яблони, абрикосы – в Сибири такого нет!) Конечно, Воронежское водохранилище уступает по своей чистоте Байкалу, но я все равно хочу завести моторную лодку, чтобы летом практиковать отдых на воде.

Спасибо за ваш рассказ! Желаем вам успеха во всех начинаниях!

Уважаемые члены жюри, войдите и оцените
работу по 10-бальной системе голосования:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Все работы представленные в номинации