Номинация
Не доходом единым

За освещение наиболее ярких примеров социальной ответственности бизнеса в регионе

Оттепель в Липецке

Материал из цикла о подготовке галереи "Буксир" (попечитель Елена Латышева) к открытию выставки "В Липецк пришла оттепель", ставшей своеобразным продолжением московского проекта-фестиваля "Оттепель".

Оттепель в Липецке

С 14 декабря по 18 февраля в Липецке будет проходить уникальная по масштабам и  ценности выставка живописи и графики художников-нонконформистов, так называемых «шестидесятников» «В Липецк пришла оттепель». Липчанам представят работы 30 известных российских художников, чье творческое становление пришлось на хрущевскую оттепель. Липецкая выставка станет своеобразным продолжением межмузейного проекта-фестиваля, который с декабря 2016 по июнь 2017 проходил в Москве на трех площадках: в Третьяковской галерее на Крымском валу, Музее Москвы и ГМИИ им. Пушкина.

Второй русский авангард

Ранние акварели Зверева (1931-1986), мозаичная живопись Харитонова (1931-1993), сталинские лагеря Свешникова (1927-1998), рисунок из знаменитого альбома Кабакова (1931) «Полетевший Комаров» - 33 работы, представляющие музейную ценность, под охраной были доставлены в Липецк.

Кураторы выставки отобрали знаковые работы каждого автора. Получилась энциклопедия второго русского авангарда, который вместил абстрактное и концептуальное направления, сюрреализм, пуантилизм, формализм, конструктивизм и кинетизм.

- 1960-е годы — это эпоха свободы, счастья, вздохнувшего творческого человека, который может позволить себе творческий эксперимент. В СССР пришли выставки западно-европейских художников, привезена выставка Пикассо, прошел фестиваль молодежи – границы мира раскрылись. 1960-е - это самая яркая и самобытная страница русского искусства. Художники в этот момент пытались переосмыслить опыт русского авангарда, познакомились с современным европейским искусством и тоже пытались это переварить. Кто-то ушел в абстрактное искусство, кто-то, наоборот, в фигуративное, - рассказала куратор проекта, московский искусствовед Александра Трацевская-Смык. -  Несмотря на то, что период оттепели был недолгим и многим художникам пришлось уйти в подполье, их перестали пускать на официальные выставки, но именно в этот период был сформирован их творческий метод, особый взгляд на жизнь. Еще недавно эти работы считались андеграундными. Сейчас они стали классикой и пополняют фонды музеев.

«Примавера в Мневниках»

Выставка разбита на три зоны. Одна посвящена абстрактному направлению и представляет художников «лианозовской группе», которых объединил Евгений Кропивницкий (1893-1979). Вторая зона знакомит с живописными работами «шестидесятников». Отдельный блок составляет графика. Здесь представлены основоположники русского концептуализма и самые дорогие на сегодняшний день российские художники: Кабаков, Пивоваров (1937), Гороховский (1909-2004).

Центральной картиной экспозиции и лицом выставки стала работа советского мультипликатора, кинематографиста и художника Даниила Черкеса (1899-1971) «Примавера в Мневниках».

- Это символичный образ 1960-х. В то время Мневники — район московских новостроек. Обнаженная девушка идет по строящейся улице и несет весну. Картина перекликается с работой Пименова «Свадьба на завтрашней улице»и стала ответом «неофициального искусства» «официальному», - рассказала Александра Трацевская-Смык.

Просветительский проект

По словам куратора галереи «Буксир», члена Союза художников России Ольги Буевой, в провинции такой объем работ шестидесятников выставляется впервые. На выставке представлены работы из семи частных коллекций. Планируется, что на вернисаж, который пройдет 13 декабря, приедут Сергей Александров и Михаил Алшибай.

- Период хрущевской оттепели крайне интересен. Это не только живопись, но и литература, кино, музыка. Нам хотелось бы сделать этот проект еще и просветительским. В галерее пройдет три лекции для липчан. Они будут посвящены как самому феномену оттепели, так и развитию русского искусства в этот период, - рассказала Ольга Буева.

Первая лекция состоится уже 16 декабря. Вход на выставку и лекции свободный.

Кстати:

«Васька-русский сувенир»

В рамках выставки «В Липецк пришла оттепель» будет показана работа нашего земляка, живописца, графика, мультипликатора Василия Ситникова (1915-1987) «Туча, нависшая над бугром».

Ситников родился в селе Ново-Ракитино Лебедянского уезда. В 1921 году с родителями переехал в Москву. Несмотря на то, что Ситников не получил профессионального художественного образования, был востребованным художником. Иностранцы так любили работы Ситникова, его «русскую зимушку», что, ходят легенды, зачастую он ставил свою подпись на работы учеников. За это Ситников получил прозвище «Васька — русский сувенир».

Характерной особенностью его живописных работ были снежинки, которыми он густо засыпал картину на завершающем этапе. Тонкой кистью он прорисовывал их очень тщательно и кропотливо, так, что их можно даже пересчитать.

Кроме того, что Ситников был чудаковатым художником и эпатажным человеком, он был собирателем русских икон. Благодаря ему в СССР была создана уникальная коллекция, которую Ситников подарил Музею древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

В 1975 мастер эмигрировал в Австрию, в 1980 — в США. Умер Василий Ситников в Нью-Йорке. Урна с его прахом перевезена родными в Москву и захоронена на Ваганьковском кладбище.

Врез 1. Работы 30 российских художников-шестидесятников впервые будут представлены в Липецке на выставке в галерее современного искусства «Буксир»

Врез 2. Картины для выставки предоставили такие известные российские коллекционеры, как врач-гинеколог Марк Курцер, кардиохирург Михаил Алшибай, финансовый консультант Сергей Александров и другие

Уважаемые члены жюри, войдите и оцените
работу по 10-бальной системе голосования:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Все работы представленные в номинации