Номинация
Бизнес-журналист года

присуждается черноземным авторам за лучший журналистский материал на деловую тематику

Марочкин Александр Игнатович

Название издания: 
Сайт Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области»
Профессиональные награды автора (при наличии) : 

Неоднократный победитель и лауреат городских и областных конкурсов по журналистике.

Актуальность представленной темы для бизнес-сообщества: 

Материал был подготовлен в рамках проекта "Я делаю бизнес" (реализуется при поддержке Торгово-промышленной палаты Воронежской области), направленного на вовлечение в предпринимательскую деятельность представителей молодого поколения через рассказы самих бизнесменов о своих бизнес-практиках, бизнес-секретах, успехах и неудачах.

Заголовок материала: 
Владелец компании «Робин Сдобин» Александр Губарев: «Свой бизнес – это дорога длиною в жизнь»
Текст статьи / ссылка на аудио / видео: 

Создатель известной воронежской сети фаст-фуда поделился секретами своего предпринимательского успеха

19 декабря в рамках проекта «Я делаю бизнес», реализуемого при поддержке Торгово-промышленной палаты Воронежской области и направленного на привлечение молодежи в предпринимательство, состоялась встреча студентов воронежских вузов с владельцем компании «Робин Сдобин» Александром Губаревым. Вот его рассказ о том, как начинался его бизнес-путь и что он считает важным для достижения успеха.

«Поехали к полякам!»

– Когда мы начинали в 90-х, это был совершенно другой рынок, это была другая страна. Была другая экономика. Все было проще, рынка как такового не существовало. Главная проблема для многих была лишь в том, чтобы не спиться и не потерять голову от шальных денег. Надо отдать должное: нам всем в то время здорово повезло, мы просто воспользовались сложившейся ситуацией.

На работу я устроился сразу после армии, чтобы быть материально независимым, иметь собственные деньги. Поначалу я зарабатывал физическим трудом: я работал дворником и сторожем. Мой отец, майор Советской Армии, зарабатывал тогда 250 рублей. Это были по тем временам серьезные деньги. А я, работая на трех работах, получал почти 245 рублей. Сюда, правда, входила и повышенная стипендия. То есть получалось у меня неплохо.

А потом мой двоюродный брат как-то сказал мне: «Про спекуляцию слышал? Нет? Не беда, я тебя всему научу. Поехали со мной к полякам!» И мы поехали к полякам. Так я начал заниматься перепродажами, «челночеством». Как раз примерно в это время я познакомился со своей супругой, и мы начали зарабатывать «челночеством» вместе. Открыли свои киоски. Хорошо у нас получалось. Я бы даже сказал: безумно хорошо! Возили в Польшу и Югославию мыло, платки, сигареты, телевизоры, деревообрабатывающие станки, валюту – что только не возили! Самым ликвидным товаром были сигареты. Поляки их потом везли на польско-немецкую границу и там перепродавали немцам.

Было, конечно, и опасно: языка-то мы не знали. А самый жестокий рэкет тогда был именно в Варшаве. К тому же наших людей всегда было легко определить: либо по выпендрежу в одежде, либо, наоборот, по носкам разного цвета. Но нам везло: мы ни разу серьезно не попали.

Деньги возили мешками

А после «челночества» была сеть магазинов бытовой техники и посуды «Альбинос». Назвали так из-за необычности самого слова. В пиковый момент у нас было восемь магазинов. В то время мы были либо вторые, либо третьи в этом сегменте. А потом, в 1998 году, потеряли половину состояния из-за скачка валюты. То, как рухнул рубль сейчас, – это детские шалости по сравнению с тем, что было тогда! Сейчас доллар вырос всего в два раза, а тогда он вырос в шесть раз – с 6 рублей до 36 рублей. Это был просто коллапс.  Но ничего, пережили. Ничего не заработали, но хотя бы ничего и не потеряли. Главное, паники не было. Просто каждое утро вставали и шли на работу. Рубли в Москву возили просто мешками – менять на валюту. Тоже опасно было. Одевались попроще, чтобы не привлекать внимания. Поэтому и живы остались. Кто не осторожничал – тех с нами сегодня просто нет. 

Постепенно нежелание привлекать внимание вошло в привычку, стало образом жизни. Знаете, хорошее есть выражение – «деньги любят тишину».

Потеряв деньги, стали думать, как диверсифицировать бизнес, как работать на отечественном сырье, а не на «купи-продай». Хотели поначалу купить франчайзинг «Баскин Роббинс», я даже встречался с тогдашним директором по маркетингу. С «Макдоналдсом» я тоже вел переговоры, это было в 1999 году еще. Но они не продавали тогда франшизы, они сами открывали точки.  В итоге мы открыли свой собственный бизнес в общепите.

Места под точки приходилось захватывать

Дальше просто захватывали места под торговые точки. Была возможность для такого захвата на рынке – мы и захватывали. Договорились с городской администрацией, что будем ставить детские площадки, а они нам за это места давали. Центральным районом тогда руководил Алексей Котенко, а Центральный район по нашей воронежской иерархии всегда был районом №1. Поэтому мы открылись сначала именно здесь. Первых точек было штук 20 или 25.

Фактически мы сделали «русское бистро» – то, о чем много говорил Лужков, лоббировал эту идею. Просто мы упаковали ее в формате киосков, тонаров. В 1999 году мы с женой Ольгой побывали в Америке, посмотрели на все ведущие фаст-фуды. И поняли простую вещь: всё делают люди и технологии. То есть надо уметь набирать себе команду, а потом – при помощи технологий – ты уже всего достигнешь. А технологии на рынке можно купить. Или самим научиться. Следить за новыми технологиями очень важно. Как только ты останавливаешься, все начинает рушиться. Это как в сказке про Алису: нужно бежать, чтобы просто оставаться на месте. А если хочешь двигаться вперед, нужно бежать в два раза быстрее.

Раньше достаточно было иметь хороший продукт. Сейчас уже нет. Сегодня очень важна упаковка продукта – в широком смысле этого слова. Сегодня в упаковку товара вкладывают больше, чем в сам товар. Умение красиво подать товар порой оказывается важнее собственно самого товара. Самое интересное, что люди верят.

Мы же всегда делали ставку на качество продукта. Мы старались привить нашим работникам командный дух: «Мы не должны выпускать некачественную продукцию!» Люди должны это понимать и разделять. Командный дух – это очень важно. Дух, как мне кажется, вообще первичен, а материя вторична. Можно, конечно, строить политику компании на страхе и авторитарном управлении. Не буду называть фамилии, но у нас на рынке есть и такие компании. И это, кстати, тоже работает. А есть другой подход – дух команды. Это очень редкий случай. Но эффект при достижении второго варианта многократно выше, чем при первом.

Нельзя принимать решения «с закрытыми глазами»

Никакой секретной формулы бизнес-успеха нет. Во-первых, нужно понимать, что бизнес – это дорога длиною в жизнь. Себя нужно полностью этому отдавать. Второе – нужно очень внимательно присмотреться к своей второй половине. Это должен быть в первую очередь надежный партнер. Многие бизнес-проекты, которые я наблюдаю, – это семейный бизнес. При этом часто можно увидеть такое разделение: мужчина занимается собственно бизнесом, а жена «уходит в тыл» и занимается персоналом. И третье – специальные знания. Хорошо было бы, если бы я в свое время окончил технологическую академию. Или бы финансовые знания были у меня сильны. Но я – строитель. Нам везло: к нам приходили достойные люди, настоящие профессионалы. Сейчас с кадрами сложнее: Москва, как пылесос, высасывает лучшие.

В настоящее время у нас новый этап в развитии. Сейчас мы делаем ставку на компетенции владельца бизнеса. Чтобы не с закрытыми глазами решение принимать. В конечном итоге пахать приходится самому. И если ты сам не имеешь соответствующих знаний, как ты будешь управлять другими? Кроме того, исключается вероятность, что вами будут манипулировать. Или даже хуже: у вас будут уводить деньги, а вы даже знать об этом не будете. Или даже более простой вариант: знаете, есть такие люди, которые занимаются ИБД – имитацией бурной деятельности. Это на самом деле страшно. Это такой «скрытый враг», как я это называю. Когда сотрудник подстраивается под вас и говорит то, что вы хотите от него слышать. А как обстоят дела на самом деле, вы не знаете. Так что знания очень важны.

Уважаемые члены жюри, войдите и оцените
работу по 10-бальной системе голосования:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Все работы представленные в номинации